Портрет на купюре: Маккензи Кинг, первый среди равных
В Канаде редко встретишь 100-долларовые купюры: сколько-нибудь крупные платежи проходят по кредитным или дебетным картам. А вот красные 50-долларовые попадаются довольно часто, многие банкоматы выдают их вместе с пачкой двадцаток. Примерно как советский красный «червонец» с портретом Ильича, эту купюру украшает портрет политического деятеля. Кто же он? Оказывается, это десятый по счету премьер-министр Канады со сложным именем Уильям Лайон Макензи Кинг.
Именно Кинг провел Канаду через Великую Депрессию и Вторую мировую войну. Премьер-рекордсмен, если так можно сказать: в этой должности он провел 22 года, что больше, чем любой другой из канадских премьер-министров. Кингу принадлежит и другой рекорд – ведь он единственный на этом посту, кто имел степень доктора наук.
Что интересно, свою докторскую диссертацию, защищенную в 1909 в Гарвардском университете, будущий премьер посвятил иммиграции с Востока. Суть её сводилась к его же высказыванию, сделанному годом ранее, с поста заместиля министра труда Канады: «Это естественно, что Канаде следовало бы стремиться ограничить иммиграцию из стран Востока (то есть Азии). Канаде следовало бы оставаться страной белых людей, что считается желательным не только по экономическим и социальным причинам, но и крайне необходимым по политическим и национальным мотивам». С такими взглядами неудивительно, что, когда Канада в декабре 1941 вступила в войну с Японией, 22 тысячи японоканадцев были выселены из своих жилищ в лагеря подальше от океанского побережья (под предлогом защиты страны от шпионажа), а сами их жилища были распроданы с аукциона.
Аналогичных мер по отношению к германо-канадцам не принималось. Кстати, Макензи Кинг родился как раз в канадском городке Берлин, основанном немецкой общиной, и лишь позже переименованном в Китченер. На пороге Второй мировой войны, в 1937, уже будучи в ранге премьер-министра, Кинг встречался с Адольфом Гитлером, и остался о нём высокого мнения. За год до этого, когда германские войска заняли прежде демилитаризованную Рейнскую область, Кинг предупредил Британию, что в случае войны с Германией Канада останется нейтральной. Хотя Канада автоматически вступила во Вторую мировую войну в тот же момент, что и Британия, Кинг оттянул формальное объявление войны на 10 дней, дожидаясь решения парламента по этому поводу. Пытался Макензи Кинг избежать и военного призыва в Канаде, ограничиваясь отправкой на войну добровольцев. Его освистывали в канадских частях, которые он посещал в Европе во время войны.
Впрочем, не стоит считать Кинга самым плохим премьер-министром Канады. Наоборот, по мнению историков, он – лучший. Быстро перевел канадскую промышленность на военные рельсы и помогал снабжать Британию едой, сырьем, боеприпасами. В Канаде производились танки и самолеты, стрелковое оружие, строились боевые корабли, обучались британские военные летчики. Здесь же, в Канаде, стартовали и британские работы по ядерной энергии – именно тут появился второй после США действующий реактор.
Иммигрантов с Востока (из Азии) Макензи Кинг критиковал тоже по делу – в Чайнатауне Ванкувера производился опиум, и наркотиками стали увлекаться не только китайцы, но и белые девушки. Результатом действия Кинга стало введение первого в Канаде закона, запрещавшего производство, продажу и импорт наркотиков кроме как для медицинских целей.
Макензи Кинг возглавил Канаду, когда она была еще британской колонией, и в 1926 помог сделать её одной из полноправных наций в Британском Содружестве — доминионом, наряду с Ирландией, Австралийским Союзом, Новой Зеландией, Южно-Африканским Союзом и тогда ещё отдельным от Канады Ньюфаундлендом. А в 1946 году именно правительство Кинга приняло «Акт о канадском гражданстве» – до него жители Канады считались проживающими на этой территории британцами.
Наверное, самым необычным для нас, жителей XXI века, является увлечение Макензи Кинга спиритизмом. В своих подробных дневниковых записях, которые по праву считаются одним из важнейших документов канадской истории, он упоминал, что регулярно общался с духами умерших. Среди «собеседников» были его мать и дед (бывший мэром крошечного городка Торонто), его собаки, президент Рузвельт, Леонардо да Винчи, седьмой премьер-министр Канады Уилфрид Лорье. Но даже у таких именитых духов Кинг искал не политических советов, а личной поддержки. В 1953 газета «Таймс» утверждала, что в своих оккультных ритуалах Макензи Кинг пользовался хрустальным шаром и «говорящей доской» — уиджа.
Но не спиритизм, конечно же, вспоминают историки, выводя Кинга в чемпионы среди премьеров. Еще одним его достижением стало заключение важного торгового соглашения с США в 1935 году – торговые войны с огромным соседом плохо сказывались на канадской экономике. А еще до того, в 1928 году Кинг впервые ввёл в Канаде пенсии для пожилых людей. В 1938 Макензи Кинг сделал канадский Центробанк из «частной лавочки» государственным органом, подчиняющимся министру финансов.
Уильям Макензи Кинг не был ни великим оратором, ни харизматичным лидером. У него не было ни жены, ни детей, и было очень мало близких друзей. Но он был очень умён и трудолюбив, глубоко понимал, как функционирует экономика и общество. Кинг умел выбрать нужный момент для действий и знал, на какие «кнопки» канадской души нажать.
Благодарные канадцы увековечили премьера не только на 50-долларовых купюрах. В библиотеках Канады вы увидите не одну книгу, посвященную жизни, работе и достижениям премьер-министра. И признавая все недостатки Уильяма, потомки воздают ему должное – на протяжении двух десятилетий он объединял Канаду, поддерживая в гражданах чувства стабильности, безопасности и надежности.
Добавить комментарий